Остеохондроз — не диагноз
Радио «Вести ФМ». Программа «Полный контакт». Эфир от 22 июня 2017 г.
Гость — доктор Александр Мясников. Ведущие «Вестей ФМ» – Владимир Соловьев и Анна Шафран.
На прошлой неделе состоялась «Прямая линия с президентом», там затрагивались вопросы, связанные со здравоохранением и медициной. В частности, ситуация с девушкой из города Апатиты, которой поставили неправильный диагноз. В каком состоянии находится наша медицина?
ШАФРАН: Это, конечно, ужасно все!
МЯСНИКОВ: Действительно, ситуация тяжелая, но я от чего хочу предостеречь: дело в том, что медицина, как было сказано одним очень умным доктором, «наука неточная», как бы нам ни хотелось обратного. И ошибки возможны нескольких родов: ошибки разгильдяйства, и тогда это преступление, за которое надо карать; ошибки от неграмотности, и это тоже очень распространено, к сожалению, и у нас в стране. И бывают ошибки от того, что симптоматика настолько неясная, а само развитие медицинской науки тоже не позволяет сегодня поставить правильный диагноз вовремя, — это все равно относится к категории врачебной ошибки. И вот здесь надо разобраться, какова была врачебная ошибка. Потому что вы же понимаете, когда президент говорит: «Да мы сейчас разберемся», — дальше понятно, что с этими врачами и медицинскими работниками будет, как будут разбираться и как пристально! Тем более, как я понимаю, сам в практическом здравоохранении работаю, даже в идеальных случаях какие-то огрехи всегда можно найти. Поэтому хотелось бы, чтобы те, кто будет с этими докторами разбираться, все-таки не восприняли слова президента как приказ наказать людей, а просто объективно разобрались.
На самом деле, то, что Владимир Владимирович рассказывал про своего отца, про эту девушку: самый страшный диагноз по потенциальным ошибкам – это остеохондроз! Сколько людей потеряло здоровье и жизнь из-за этого диагноза – я затрудняюсь вам даже сказать! Дело в том, что мировая медицина говорит: нет такого диагноза – остеохондроз. Это комплекс заболеваний, которые могут проявляться одними и теми же симптомами, которые мы сбрасываем в «мусорную яму» под названием «остеохондроз». Это и банальные причины, такие, как грыжа межпозвоночного диска, спазм мышечный, фибромиалгия, остеопороз – и много других заболеваний. Но тут же могут быть и онкология, и заболевания крови, и некоторые другие инфекционные заболевания, которые могут маскироваться под хроническую боль в спине. И поэтому здесь надо точно разбираться.
Я знаю, что у нас в департаменте здравоохранения ежемесячно проводят разбор различных случаев, и у нас уже неоднократно были люди, которые были с болями в спине, вызывали врача на дом – по шесть-семь раз приходил врач, приезжала скорая: «остеохондроз», «остеохондроз», — а потом молодая женщина умирает от онкологии либо от разрыва аневризма аорты. Или роженицы! У нас были такие случаи, и мы их разбирали. Мы всегда говорим: будьте очень внимательны! Помните, прозвучало: «Лежать не мог – так болела спина».
Я тут писал предисловие к переводу Гиппократа, и для того, чтобы его написать, надо было книжку прочитать. И я книжку прочитал и удивился: когда еще это было, он приводил пример, что если больной с болью в спине продолжает страдать в положении лежа, и вы ничего не делаете, то он будет жить не более семи недель. Я не знаю, откуда он взял цифры в семь недель, но это совпало: мы «разбирали» пациентку, которая действительно семь недель мучилась, а потом вот это случилось. Но, тем не менее: если Гиппократ об этом знал энное количество лет назад, то почему сегодняшние врачи об этом забывают?
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Оставьте комментарий
Присоединитесь к обсуждению?Общайтесь свободно!