Доктор Мясников. Мона Лиза Да Винчи

Мона Лиза

Я с детства рос в окружении картин и разговоров о них. Мой знаменитый дедушка-академик был страстным коллекционером и знатоком живописи. (Он и умер, получив обширный инфаркт, сильно повздорив с антикваром, который пытался всучить ему подделку!) Во времена «Железного занавеса» русских за границей бывало мало, дед же ездил на симпозиумы и съезды постоянно. У иностранцев был другой стереотип русского, они удивлялись, что он одет как европеец, (не в сапогах!), всесторонне образован и знает языки. Как-то он был приглашен к очень известному английскому профессору («по совместительству» ещё и барону!) в замок. Хозяин встретил, и они прошли по длинной галерее, увешанной картинами, увлеченно при этом разговаривая на темы медицины. Позже он спросил деда: «Я слышал, вы любите живопись? Мы ведь прошли по галерее, где у меня довольно неплохая коллекция английских авторов, а вы даже не взглянули!» Дед невозмутимо ответил: «Почему же, просто мне было неудобно прерывать наш разговор! У вас там действительно есть и прерафаэлиты и Лоуренс, довольно редкий Гейнсборо и два отличных Констебля!»
И вот я, который очень любит живопись, но относится к ней «по-животному» что ли! Я никогда не смотрю на автора, если не узнал сразу, я смотрю на картину и она мне либо нравится, либо нет. Иногда картина именитого автора ничего во мне не вызывает, а иногда подолгу стоишь перед картиной художника, чьё имя тебе ни о чем не говорит.

Впервые попав в Париж, я, конечно, сразу же устремился в Лувр и, конечно же, сразу куда? Конечно, к Моне Лизе! Столько слышал, столько читал! Сначала она не произвела на меня никакого впечатления — ни красок, ни жизни! Но я стоял и смотрел. Долго, пристально. И вот минут через двадцать Мона Лиза стала оживать. По мне лучше бы она этого не делала!

Теперь я знаю её тайну и мне от этого не по себе! Происходило следующее: большая часть портрета так и оставалось безжизненна, а глаза и часть лица вокруг них вдруг приобрели другое выражение! Это как фотографируют на пляжах или в туристических местах, когда в нарисованной картине в области лица вырезается овал и желающий может встать с обратной стороны, высунуться и сфотографироваться в виде «качка» или мушкетёра. У Моны Лизы этот оживший овал был немного не симметричен, захватывал глаза, нос и часть верхней губы. На меня в упор смотрели глаза — не женские и не мужские, какие-то чужие с непонятным, скорее злобным выражением. Во всяком случае очень недобрым! На мгновение я увидел того, кто стоял сзади, вставив лицо в вырезанный овал! Сразу вспомнилась репутация Да Винчи как нечуравшегося колдовства (Недаром Франциск первый, пригласив его из Флоренции, не поселил с собой в Амбуазе, а отвел дом неподалеку! И похоронен он не в часовне Святого Юбера, как говорят путеводители, а в парке в ста метрах от неё.)

Я по сей день уверен, что не мы рассматриваем эту картину, а тот, кто стоит за ней, рассматривает нас! Зачем? Не знаю, видимо собирает информацию… Не зря Да Винчи обладал даром прозрения: вертолет, парашют, принцип автомобиля, пулемет и прочее — такой умный, да? Или получил дар в обмен на возможность наблюдать за нами через его картину? Не зря же он приехал во Францию только с одной этой картиной, не бросил!

Во всяком случае я больше к Моне Лизе не хожу, когда привожу друзей в Лувр — стою в сторонке. Понимаю, что всё это бред, но — думайте что хотите! — очень хорошо помню тот взгляд и не хочу испытать это опять! И ещё: недавно узнал, что у французов есть суеверие, что наличие изображения Моны Лизы где-то на стене в доме приносит неудачу женщинам. Значит не я один чувствую этот взгляд…

© А.Л. Мясников (из книги «Русская рулетка»)

Популярное видео

5 ответы
  1. оксана says:

    Чёрт
    .поймала себя на той же мысли)))когда была в Лувре. Именно ощущение отдельно живущих глаз. Это как.знаете,когда ты видишь перед собой старика,а глаза..глаза молодого парня..видимо тело- это просто оболочка…временная или времени..

    Ответить
  2. Олег Евсеев says:

    Вы же вроде как-то в Бога верите, так почему Вас так бесы удивляют?

    Ответить
  3. Михаил says:

    Стремясь на Бога быть похожим
    на место встать Его не торопись!
    У каждого из нас своя дорога,
    к любви и вере повернись!

    Порок рожден в порыве страсти,
    плод рядом, только руку протяни,
    но дань возьмет завистник власти
    и примешь рабство Сатаны!

    Иллюзий много в этом мире,
    а истина всегда одна.
    Мы верим в то, что Бог на небе
    рабом не делает Тебя!

    Ответить

Оставьте комментарий

Присоединитесь к обсуждению?
Общайтесь свободно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *